Путь к единству: Фотограф в мире Айкидо

В чем заключается истинная сила Айкидо? В умении направить энергию противника против него самого на татами или в способности преодолеть свой страх и выйти на сцену перед сотней зрителей? Этот вопрос невольно возникает, когда становишься свидетелем — а точнее, фиксируешь эти моменты камерой — вечера айкидо “Ханаши”, где ученики из школы Ренсинкай Айкидо превращаются в актеров, рассказывающих древние легенды и истории.

Мне довелось снимать все “Ханаши”, кроме первого, но восьмой по счету стал для меня особенным. Чувствуя приближение этого события, я сам поймал себя на том, что испытываю внутреннее волнение, будто мне самому предстояло выступать вместе с учениками. Возможно, это результат многолетней связи с этим уникальным проектом, который давно перерос формат обычной фотосъемки и стал чем-то более глубоким и личным.

Айкидо — путь гармонии и единства

До знакомства с сенсеем Владимиром и его школой, мое представление об айкидо было весьма поверхностным. Как и многие, я считал, что это просто вид единоборства, где сила противника обращается против него самого. Знакомо звучит, не правда ли? Даже книжка по психологии мне когда-то попадалась — “Психологическое айкидо”.

Но реальность оказалась намного глубже. В этой школе айкидо я впервые увидел те самые элементы из фильмов детства про кунг-фу, каратэ и шаолиней. Здесь традиции не просто соблюдаются — они живут. Здесь есть настоящие артефакты, среди которых даже пояса, принадлежавшие прежним ученикам доджо. Ученик не покупает новый пояс, переходя на ступеньку выше, а получает пояс того, кто уже был на этой ступеньке до него. Непрерывная связь поколений, осязаемая и символичная одновременно.

Школа придерживается концепции “Айки”, где “Ай” (合) — “гармония”, “единение”, а “Ки” (気) — “энергия”, “жизненная сила”. Как говорил основатель айкидо Уэсиба: “Айкидо — это не способ победить врага. Это путь примирить мир и сделать человечество единой семьёй”.

Магия перевоплощения

Еще снимая свой первый “Ханаши”, я попросил разрешения запечатлеть закулисье — тот сокровенный момент, когда происходит превращение ребят в героев рассказов. Этот момент настройки перед выступлением — уже история сама по себе, и поймать его на камеру означает показать глубинную суть события, которая обычно остается за кадром.

Съемка “Ханаши” для меня всегда начинается задолго до того, как в зале появятся первые зрители. Я стараюсь уловить тот самый переходный момент, когда в зеркале ученик видит уже не себя, а своего персонажа. Эта тонкая грань преображения — один из самых драгоценных кадров репортажной съемки.

Уровень подготовки к представлению всегда впечатляет: инсталляции на сцене, продуманный грим, костюмы, аксессуары, созданные заботливыми руками Александры — жены сенсея и его “правой руки” во всех делах. Интересно, что за все эти годы она никогда не видела “Ханаши” целиком, всегда находясь за кулисами и помогая ребятам готовиться к выходу на сцену.

Восьмой «Ханаши» — новая глубина

В этом году “Ханаши” предстал в новом свете. Каждый год мероприятие растет и развивается вместе с сенсеем — главным сценаристом, режиссером и постановщиком — и его учениками. Восьмой “Ханаши” стал будто пиковым в их развитии, зрелым и глубоким.

Представление началось с немой мезансцены, заставившей гостей сразу задаться вопросом: “Что здесь происходит?” Зрители с интересом смотрели на застывших персонажей истории, и было непонятно — живые ли это люди или манекены для декораций.

Главный антагонист с впечатляющим гримом и линзами без зрачков, создающими ощущение нечеловеческой сущности, восседал на высоком троне, а перед ним, на сцене, стилизованной под шахматную доску, сидели три фигуры в черных мантиях и масках.

Когда все зрители собрались в зале, мизансцена ожила, и начался глубокий рассказ о мире “Ханаши”, который оказался под угрозой. Даже наблюдая через объектив камеры, я был полностью погружен в происходящее, вместе со зрителями путешествуя от одной истории к другой, ожидая развязки.

В этот раз фокус представления сместился с боевых экшн-сцен, которых раньше было в изобилии, на более глубокие размышления. Теперь появились новые элементы, например, танец в одном из рассказов.

Сильные эмоции и открытый финал

Когда в финале главный антагонист заявил, что больше не будет “Ханаши”, его стали окружать герои разных историй, а из зала начали вставать ученики доджо в защиту мира “Ханаши”. Этот момент пробрал меня до мурашек, и я сам был готов подбежать, встать вместе с ними и крикнуть: “Нет! Ханаши будет жить!” — настолько глубоко поглотила меня эта история за восемь лет.

Представление началось с вопроса для зрителей и закончилось также на повисшем вопросе в головах зрителей: “Ханаши” больше не будет? Это был последний “Ханаши”?

Особенным моментом для меня стало то, что Александре наконец удалось побывать в роли зрителя и увидеть результат своей работы. Когда я заметил ее во втором акте в зале, то испытал искреннее чувство радости за нее. Ведь столько лет вкладывать душу в дело и видеть итоговый результат только на фотографиях — это как минимум несправедливо.

Отражение эмоций в каждом кадре

После того как я обработал и передал готовые фотографии, Владимир пригласил меня на просмотр снимков вместе с учениками в доджо. Для меня это бесценный опыт — не каждому фотографу удается присутствовать в момент, когда зрители проявляют живые эмоции при просмотре.

Было невероятно интересно наблюдать, как ребята внимательно рассматривали каждую фотографию и отмечали детали, вызывающие бурю эмоций. Смех, восклицания “Вау! Так круто! Как в кино!” — лучшая награда для фотографа.

Особенно примечательно, что на фотографиях, где ребята были уже в гриме, они видели не себя, а своего персонажа, и продолжали развивать с ним новую историю, которую он мог бы проживать на этом снимке. Это подтверждает главную цель репортажной фотографии — не просто зафиксировать момент, а сохранить его эмоциональную энергию и дать ей возможность жить дальше.

Сохраняя историю в лицах

“Ханаши” — слово, означающее “история” на японском — это ежегодное мероприятие школы айкидо, которое проводится на Камчатке уже восьмой год подряд. Для зрителя это вечер театра, когда ученики школы айкидо рассказывают разные истории, перевоплощаясь в героев. А для учеников — это возможность реализовать и проявить себя в новом качестве.

Каждый год, начиная с 2017-го, “Ханаши” собирает полные залы. Изначально задуманное как небольшое внутреннее мероприятие исключительно для учеников, оно выросло в событие, на которое приходят сотни зрителей. И мне посчастливилось наблюдать и запечатлевать этот рост на своих фотографиях.

Иногда самые сильные эмоции сложнее всего облечь в слова, особенно когда речь идёт о чём-то по-настоящему важном и личном. Именно здесь фотография становится незаменимым языком, способным передать то, что не выразить словами. Репортажная фотография — это всегда нечто большее, чем просто документирование. Это создание визуального повествования, которое сохраняет дух и эмоции мероприятия даже спустя годы после его проведения.

Это был очень душевный и глубокий вечер. Был ли это последний “Ханаши”? Я не стал искать ответа на этот вопрос ни у сенсея, ни у Александры, ни у учеников школы. “Ханаши” жив до тех пор, пока о нем помнят, а мои живые фотографии будут поддерживать память участников многие годы.

Что такое айкидо? Боевой стиль, направляющий силу врага против него самого? Восточное боевое искусство? Или просто жизнь в гармонии с миром, объединяющая людей? А может быть, это и есть истинное искусство фотографа — направить энергию момента так, чтобы она продолжала жить на снимке, объединяя прошлое и настоящее в единый, неразрывный поток времени?

Айкидо Renshinkai Камчатка:

https://t.me/aikido_renshinkai_kamchatka

https://vk.com/eiwakan

Поделиться записью:

Другие записи